Предыдущий

отчет математика портфель Матстатистика в портфельном управлении кратко

Следующий

портфель Страновая диверсификация не нужна?

ЧГК 11 - Венесуэла vs Саудовская Аравия

Вопрос

Венесуэла и Саудовская Аравия в одинаковой степени зависят от нефти. Почему у Венесуэлы так сильно выражена голландская болезнь?

Вопрос предназначен для долгосрочных инвесторов, которым важно инвестировать в правильную страну на много лет вперед. Правильного ответа на вопрос нет.

Ход дебатов

У с.аравии реал привязан к доллару. А боливар нет. Может поэтому?

А голадская болезнь это что? Пузырь?

Голландская болезнь» — негативный эффект, оказываемый влиянием укрепления реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в отдельном секторе экономики

"Оба президента увлечённо печатали деньги, отнимали собственность, регулировали цены и занимали за границей сотни миллиардов долларов. Они проедали все нефтяные доходы и жили не по средствам, списывая неудачи на козни США. Они разрушили нефтяную промышленность, довели страну до пустых полок, инфляции в миллион процентов и полного обесценения местной валюты."

Эффект получил своё название от Гронингенского газового месторождения, открытого в 1959 г. на севере Нидерландов. Быстрый рост экспорта газа вследствие освоения месторождения привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х гг. Рост цен на нефть в середине 70-х и начале 80-х гг. вызвал подобный эффект в Саудовской Аравии, Нигерии, Мексике.

Резкое увеличение экспортных доходов за счет добывающего сектора экономики ведет к дополнительному притоку иностранной валюты в страну, что, в свою очередь, приводит к укреплению национальной валюты. Укрепление национальной валюты снижает конкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей, что ведет к сокращению выпуска и экспорта данной продукции и может привести к росту безработицы. При этом увеличивается импорт, снижается чистый экспорт и, в конечном итоге, валовой внутренний продукт.

Кроме того, резкий рост доходов создает дополнительный спрос как на «торгуемые» (те, которые можно экспортировать или импортировать), так и на неторгуемые товары (те, которые экспортировать нельзя — например, недвижимость). Поскольку торгуемые товары участвуют в международной конкуренции, дополнительный спрос не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на их цену (при условии, что страна является малой относительно мировой экономики). Однако цена неторгуемых товаров определяется равновесием на внутреннем рынке (равенством спроса и предложения). Поэтому резкое увеличение спроса на них ведет к росту цен (инфляции).

Увеличение доходов сервисного сектора, не конкурирующего с внешними производителями (производящего неторгуемые товары), стимулирует его рост[3]. Этот эффект может некоторое время поддерживать рост ВВП, маскируя сокращение производства в обрабатывающих отраслях. Это означает, что одно из следствий «голландской болезни» — существенные отличия экономических условий для разных секторов экономики. Развитие сервисного сектора на фоне упадка обрабатывающих отраслей служит одним из признаков «голландской болезни»[4].

В долгосрочной перспективе «голландская болезнь» приводит к перемещению ресурсов из обрабатывающего сектора в сырьевой и сервисный, которые создают меньшую величину добавленной стоимости. Кроме того, длительная зависимость экономики от экспорта природных ресурсов ослабляет стимулы для развития обрабатывающих отраслей и создания новых технологий.

В первую очередь деградируют и теряют позиции наиболее динамичные наукоемкие отрасли. Это связано с необходимостью для них постоянных масштабных инвестиций в обновление технологий и продукции. Падение рентабельности вследствие роста курса национальной валюты ведет к сокращению инвестиций, технологическому отставанию, и уходу с рынка. Традиционные отрасли, не нуждающиеся остро в обновлении технологий, могут продержаться значительно дольше[4].

Итак, приток капитала в страну увеличивает потребительский спрос, однако испытывающая давление «голландской болезни» промышленность не успевает за ростом доходов, что усиливает инфляцию. При том, что именно технический прогресс, а не накопление факторов производства, является источником долгосрочного роста.

90% у саудов и 95% у венесуэлы по экспортным доходам

а бюджет у саудов больше от нефти зависит, так что еще вопрос у кого болезнь ))

Ну то есть в обе страны прибывают нефте-доллары. Из-за этого обрабатывающая промышленность в двух странах не развивается

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5. Тут такие причины перечислены. Особенно пункт про коррупцию и государственное планирование мне нравится применительно к Венесуэле

А куда саудиты тратят нефтяные деньги? Если они складывают все в кубышку, это должно помогать экономике. Если они могут эффективно перераспределить эти деньги это тоже поможет экономике.

И кто имеет доступ к нефтяным деньгам? Если это небольшой и закрытый круг, деньги не смогут выливаться в экономику и другим гражданам придется строить свои бизнесы. Если правящий класс верит в свою силу он не будет его давить.

Ну и вангую, что у муслимов полагаются страшные кары за воровство из общака.

Плюс монархия предполагает преемственность власти, и должна заставляет думать о будущем и не пиздить всё здесь и сейчас. Ибо детей в живых не оставят.

Сильные стороны: огромные запасы нефти и газа и превосходная сопутствующая перерабатывающая промышленность. Туризм: большие доходы от 2 млн паломников в Мекку в год. Слабые стороны: профессиональное образование не развито. Высокие субвенции на продовольствие. Импорт большинства потребительских товаров и промышленного сырья. Высокий уровень безработицы среди молодёжи. Зависимость благосостояния страны от правящего семейства. Достоверность запасов поставлена под сомнение публикациями WikiLeaks[43].

У саудов еще плюс это близость импортёров нефти

Уровень нефтедобычи в стране в последние годы, однако, неуклонно падает из-за отсутствия инвестиций и нехватки квалифицированной рабочей силы, а также под давлением санкций США, введённых в отношении компании PDVSA: если в 2014 году нефтедобыча составляла 2,7 млн баррелей в сутки, в начале 2016 года — 2,6 млн, то в 2018-м — уже 1,3 млн б/с, к концу 2018 года этот показатель упал до 1,24 млн б/с[27] а в январе 2019 года, по данным ОПЕК, составил 1,1 млн б/с.[12]

Главным торговым партнёром Венесуэлы являются США. В 2017 году на США приходилось 34,2 % всего экспорта Венесуэлы и 37,5 % импорта. На втором месте по экспорту из Венесуэлы находится Индия (16,8 %), на третьем — Китай (15,7 %); по импорту в Венесуэлу — на втором месте Китай (21,4 %), на третьем — Бразилия (14,3 %)[33].

Мой ответ такой: отсутствие ЗВР, позволяющих пережить низкие цены на нефть и санкции США, которые привели к падению импорта и доходов бюджета, в сочетании с низкой ценой на нефть

Мне кажется СА помогает тот факт, что принцы любят вкладываться в гигантские проекты и много денег тратится на это внутри страны. А вообще надо посмотреть структуру экономики. Откуда уверенность что у СА нет голландской болезни?

Так ее вроде и у Венесуэлы нет. Если я правильно понял определение ГБ. По крайней мере чрезмерного укрепления национальной валюты мы не наблюдаем

У Венесуэлы вроде как и производства нету, от слова совсем, все импортное. Да если что то и производят, то сразу продают на внешний рынок. Образование тоже так себе. Народ разучился работать, бензин дешевый и прочее( социализм).

По структуре очень похожа на Саудитов. Думаю Саудиты только из-за попыток перерабатывать нефть, туризма и амбиций принцев в гигантских стройках лучше Венесуэлы выглядят. Плюс они полностью легли под сша и у них меньше проблем в виде санкций. Ну и как тут кто-то уже писал. Монархия видимо все же лучше крайне коррумпированной демократии. Все же я придерживаюсь идеи, что рождённый в нищете не способен перестроится и будет грести под себя до опупения...

Короче, непонятно чего ждать от обеих стран. А это главный риск для инвестора. И монархия СА кажется более стабильной.

Голландская болезнь там конечно уже далеко в прошлом после 2007 года. А вот цены на продовольствие как были регулируемыми с 1939 так и остались до сих пор.Что делает невыгодным и собственное производство и независимый импорт в страну, как и распределительная система и милитаризация экономики и промышленности.

Итоги всех ЧтоГдеКогда для инвесторов доступны здесь

Хотите принять участие в следующем ЧГК? Здесь рассказано, как они проходят!