Предыдущий

Политика конфиденциальности

Следующий

новости Новый БПИФ на дивиденды РФ

Роботы vs Портфельные менеджеры в фондах

Среди инвесторов очень много людей из IT–мира. Потому родился миф, что системы автоматизации для репликации фонда общераспространены и используются в каждом фонде. Человек же не участвует в этом процессе.

К сожалению, это миф в 2021 году. Сложно признать, что у УК недостаточные объемы средств, чтобы поставить подобную систему.

По оценкам FinEx, системы, начиная от бек-офиса до мидл и фронт-офиса, обходятся в миллионы долларов. Чтобы делать репликацию широких индексов, вы должны использовать эффективные платформы, на которые можно подключить большое количество глобальных брокеров. н апример, FinEx использует больше 20 глобальных брокеров, таких как JPMorgan, Nomura Holdings, Barclays, включая несколько русских брокеров.

Для того чтобы получить рыночную доходность, платформы должны быть интегрированы с системами администратора фонда, кастодиана и индекс-провайдера для того чтобы могли эффективно обрабатывать portfolio composition file. Иначе невозможно будет работать с перебалансировками. Поэтому подобные системы дороги в силу большого количества интеграций.

Более того, помимо расходов на их первоначальные сетап, УК несёт ещё и регулярные расходы, связанные с поддержанием этих платформ, с расходами на данные, которые тоже небесплатны (история в России непривычная). Данные должны быть в реальном времени. Все должны платить за биржевые данные, даже физики за данные МосБиржи. (https://www.moex.com/ru/products/personal)

Не забываем о том, что на практике нужны и портфельные менеджеры - реальные люди. УК нужно иметь минимум двоих. Причины: у вас есть разные часовые пояса на активах и нужны смены или один заболел/ушел в отпуск. Для функционирования фонда нужно минимум два человека для достижения индексных показателей.

Спрос в Европе на портфельных управляющих именно инвестиционными фондами очень высокий. В этой профессии есть определенные тонкости.

Например, делать перебалансировки - очень непростая задача. Иногда в определенный интервал времени часть эмитентов одновременно покидает индекс. Другая часть эмитентов включаются в базу индекса.

Казалось бы можно делать всё в точности по индексной методологии. Вы можете в тот день, когда бумага исключается, а другие добавляются, подать заявку брокеру по закрытию рынка, чтобы купить изменившиеся бумаги.

Есть риск, что если у нас в этот момент будет массовая перебалансировка, то цена бумаг, покидающих индекс, очень кратковременно падает, а цена входящих бумаг очень кратковременно растет в момент аукциона закрытия. При закупке в таких условиях риск отклониться от индекса значим. Риск реализуется потому что так делает не только один фонд, но и множество других фондов.

Вы можете начать делать перебалансировку чуть раньше, растянуть её по времени. Тогда у вас есть риск отклонения от целевых индексов, вы будете отставать по доходности. Вы должны уметь управлять этими рисками с одной стороны, и стремится с другой стороны не заплатить за это высоким отставанием.

Там где есть технологические тонкости, связанные с системой риск-менеджмента, есть и свои определенные наработки. Как менеджер управляет рисками для достижения своих целей? Это непростая задача, и портфельные управляющие востребованы, поэтому знают себе цену.

Еще портфельные менеджеры способны делать рынок там, где робот не справится. Больше всего это касается фондов на неликвидные активы. Например, фонды облигаций столь детерминированы, что зачастую сделки происходит при прямом контакте продающих сторон, а не через биржевой стакан. Хоть роботы и научились бронировать столики, но к задаче нахождения заинтересованных контрагентов их еще никто не подпускал.

Частные инвесторы сейчас пытаются примерить на себя самостоятельно эту роль, игнорируя тарифы и пытаясь собрать индекс самостоятельно. Те расходы и те отставания, которые у них могут быть больше, чем плата за владение фондом. Мы никогда этого не узнаем. Мы же все люди, и нам очень сложно признавать свои ошибки.

Селф-индексинг или приобретение конкретных ETF - это тема является дискуссионной во всём мире. На самом деле, direct-indexing имеет право на существование. Например, в США вам может быть direct-indexing и эффективнее с налоговой точки зрения, чем использование ETF. Робо-эдвайзеры предлагают участвовать в истории, которая называется tax harvesting. Роботы собирают портфель с помощью отдельных бумаг, что дает налоговую оптимизацию. Но для российских инвесторов это история нерелевантна. Пока что.

Статья из цикла статей про авторизованных участников.

Статья адаптирована на основе интервью с Янкелевым Олегом. Олег является старшим управляющим партнером компании FinEx и отвечает за работу компании на российском рынке.