Предыдущий

путеводитель Активные и пассивные инвестиции

Следующий

обновление Пульс рынка на RUSETFS

30 лет высокой доходности у активного фонда

В прошлом выпуске мы затронули такую деликатную тему как активное и пассивное инвестирование и упомянули про то, что успешные активные инвесторы (та часть активных инвесторов, которым удается превосходить рынок) имеют свой "священный грааль", тайну которого тщательно и бережно хранят.

Так вот сегодня мы хотим рассказать вам об одном таком ярком представителе, который уже более 30 лет будоражит рынок своей доходностью и своей закрытостью 🤫

Речь пойдет об американской финансовой компании (хедж-фонде) Renaissance Technologies LLC.

Фонд был основан в 1982 году математическим гением, профессором MIT и Гарварда, лауреатом премии Освальда Веблена по геометрии - Джеймсом Саймонсом. Саймонс также известен тем, что во времена холодной войны занимался дешифровкой советских кодов.

Особенность фонда заключается в том, что работают в нем преимущественно математики, физики, криптографы и программисты, а не финансисты, и решения принимаются исключительно на основании математических моделей.

В основе таких моделей обычно используется два метода - следование за трендами и закон чередования. Renaissance в своих системах смог их объединить. Поначалу результаты были неоднозначными: в первый год работы фонда прибыль достигла отметки в 8,8%, но в следующем году, в 1989-м, убытки составили 4,1%. Однако в 1990-м, сосредоточив внимание на краткосрочных сделках, фонд под управлением Renaissance добился прибыли в 56% за вычетом налоговых сборов.

Всемирно известный фонд Medallion, находящийся под управлением Renaissance открыт только для собственных сотрудников и тех немногих, кто крайне тесно связан с компанией, а для внешних инвесторов Renaissance предлагает два портфеля — Institutional Equities Fund (RIEF) и Renaissance Institutional Diversified Alpha (RIDA).

Главным секретом остается то, как Medallion удалось увеличить среднегодовой доход до 80% (если считать до уплаты налогов). Сами представители компании отказываются от каких-либо комментариев. Конкуренты, тем не менее, выделили несколько вероятных причин успеха Renaissance. Во-первых, ее компьютеры — одни из самых мощных в мире. Еще задолго до того, как терминалы Bloomberg стали непременным атрибутом на столах трейдеров Уолл-стрит, Renaissance Technologies приобрела множество дорогих компьютеров и гигантских хранилищ данных и обзавелась высокоскоростной связью.

Все это стоило немалых денег, но результат того стоил: компания получила базу данных о реальных рыночных ценах акций, которых в мире инвестиций никто не имел. Во-вторых, в распоряжении ее сотрудников больше информации, лучшей информации. Они обнаружили больше сигналов, на которых впоследствии можно строить предсказания и модели размещения капитала. Они также уделяют особое внимание исполнению сделок и следят за тем, как их действия влияют на рынок.

Цель моделей - уловить сигналы, зашифрованные в шуме рынков. Часто эти сигналы очень тихие, но помогают предсказывать движение цен акций, облигаций или барреля нефти. Это сложная задача. Движения цен зависят не только от каких-либо фундаментальных правил, течений, но и нередко от иррационального поведения игроков на рынке.

Со временем ученые зашли так далеко, что разработали собственный язык программирования для создания моделей. Сейчас Medallion использует десятки стратегий, которые работают как единая слаженная система.

Работники фонда тратят много усилий на сбор, сортировку и чистку данных, а также на представление ее в виде, доступном для исследователей. «Если у вас появилась идея, вы хотите протестировать ее как можно скорее. Но если при этом вам приходится приводить в порядок данные, это катастрофически замедляет процесс»(с).

В 1993 году Renaissance перестал принимать деньги от сторонних инвесторов, а в 2005 году из Medallion исключили всех сторонних инвесторов. Платежи при этом неуклонно росли: от 5% капитала и 20% прибыли, до 5 и 44% соответственно. Но не смотря на непомерно высокие платежи, они все равно были далеко впереди остальных игроков рынка.

Оправдана ли такая высокая комиссия за то, что кто-то управляет твоими деньгами? Вероятно, да. Ведь даже после всех сборов флагманский портфель фонда Medallion на протяжении 30 лет, с 1988-го по 2018-й, приносил 39% среднегодовой доходности. Это значительно выше, чем доходность инвестпортфеля компании Уоррена Баффета Berkshire Hathaway.

Сам Саймонс отошел от дел в 2009 году и посвятил себя благотворительности, но при этом продолжает играть роль неисполнительного председателя в фирме и по-прежнему вкладывает средства в её фонды. Благодаря успеху Renaissance в целом и Medallion в частности, Саймонса называют лучшим управляющим деньгами в мире.

Другие статьи о Renaissance Medallion:

https://theoryandpractice.ru/posts/15656-samyy-chernyy-yashchik-kak-komanda-talantlivykh-matematikov-sozdala-odin-iz-luchshikh-investfondov-v-mire